Zamla.ru — бизнес-планы: максимально выгодные и полезные
Подтверждаю, что прочитал(а) и согласна(ен) с Политикой в отношении обработки персональных данных (https://zamla.ru/ps/) и Пользовательским соглашением (https://zamla.ru/pd/)
Время на чтение: 10 минут.
Эта статья является кратким руководством по самостоятельной разработке бизнес-плана, раскрывает эффективную технологию бизнес-планирования. В ней вы найдете ответы на вопросы о том, как самостоятельно и бесплатно подготовить бизнес-план, как разрабатывается стратегия и зачем она вообще нужна. Изложенные здесь методики работают, как трафарет: наложив их на рынок и на вашу бизнес-идею, вы получите результат.
Благодарность
Особую благодарность я хочу выразить моему учителю Алексею Васильевичу Мурзинову (https://www.dekanblog.ru/) за его содержательные вебинары по разработке стратегий и маркетинговому анализу.
Стратегия
Почему я говорю о стратегии? Вы ведь и так можете все сразу сделать: взять идею, запустить по ней бизнес… Но все будет красиво только в первый месяц после открытия. Если вы не продумали стратегически, как вы будете конкурировать, какую ценность будете давать, то в случае неудачи направить машину, в которую уже вложены деньги, в другую сторону будет сложно и очень дорого. Или еще пример: решили прыгнуть с обрыва в воду. Разбежались и уже летите. А внизу воды нет и лететь еще метров 10…
Цель
Для начала ответьте на 5 «почему», чтобы определить свою истинную цель. Обычно она скрыта от сознания и сильно отличается от той, что декларируется изначально. Техника проста: вы задаете себе вопрос о цели своего бизнеса (например: «Почему мне важно реализовать именно эту идею?»), а дав на него ответ, снова спрашиваете: «Почему?». И так, шаг за шагом, вы постепенно подходите к пониманию своей настоящей цели.
Продукт
Определите основной продукт или услугу. В одном бизнес-плане лучше, чтобы был лишь один продукт или услуга. Любят инициаторы в одной работе смешать и кафе, и ТЦ, и магазин. Но это разные бизнесы с разной бизнес-логикой. Поэтому необходимо каждый продукт считать отдельно и только потом делать сводную модель бизнеса.
Конкуренция
Если вы делаете бизнес, а не схему на откатах и на связях, то надо продумать, какую ценность будет давать ваша компания. Связи помогут на время старта, на полгода-год, пока нужные люди на нужных должностях. Но что будет у вас через 10 лет, вы должны продумать уже сейчас.
А для этого проводится анализ рынка, по-умному — анализ 5 сил конкуренции Портера. Он охватывает не только прямых конкурентов, но и уровень конкурентной борьбы, сложность входа в рынок, наличие продуктов-заменителей, влияние потребителей и поставщиков. Самое простое и возможное — это собирать информацию о конкурентах: смотреть цены, товар, место и способы продвижения. Смотреть, откуда идет их трафик (вот полезный ресурс: https://www.similarweb.com/), как они ведут свои соцсети и работают с отзывами.
Факторы, влияющие на ваш рынок
Кроме конкуренции, есть также факторы, которые влияют на ваш рынок. Их изучают с помощью PEST-анализа. Это политические, экономические, социальные и технологические факторы. Любой из них может так или иначе повлиять на бизнес. Определяете их, ранжируете по силе и вероятности наступления. Если влияние положительно, сразу подумайте, как им можно воспользоваться. Если отрицательно — решите, как устранить угрозу или уйти от нее. Когда у вас фактор сработает, вы все сделаете по заданному алгоритму. Это похоже на анализ рисков. Но риск — это если ожидается отрицательный эффект. А если положительный, то это уже не риск или угроза, а возможность, которой стоит воспользоваться.
Источники информации
В моей статье есть ссылки на бесплатные источники, где можно найти информацию для написания бизнес-плана (https://zamla.ru/media/sources/). Также вы можете проанализировать запросы в «Яндексе» и «Гугле», данные о госзакупках и официальную отчетность похожих компаний. В среднем готовый бизнес-план стоит около 30 тыс. руб. Если вы хотите что-то уникальное или хайповое, цена может доходить до 150 тыс. руб. Но надо понимать, что купленный бизнес-план — это план по средним или чужим показателям. И если там нарисована красота, то не факт, что и у вас будет так же.
Сильные и слабые стороны
Найдите свои сильные и слабые стороны. Для этого нужно выполнить два анализа: анализ ресурсов VRIO и анализ цепочки создания ценности. В первом случае вы определяете, какие ресурсы являются ценными, редкими, трудновоспроизводимыми и организованными. Если у вас они есть, а у конкурентов — нет, в этом ваша сила. А если наоборот — слабость. Про второй анализ: вы описываете, какую ценность вы даете клиентам и как она отличается от того, что есть у конкурентов.
SWOT-анализ и маркетинговый план
На этом этапе вы сильные и слабые стороны совмещаете с угрозами и возможностями. В результате должны получиться сценарии «что делать, если…».
Есть 4 варианта:
1. Используя силу и возможности проекта, необходимо…
2. Для устранения угроз при использовании силы необходимо…
3. Возможности по устранению слабых сторон компании — это…
4. Стратегии, направленные на то, чтобы угрозы не усугубили слабые стороны компании…
Маркетинговый план
Много пишут о том, как поднять продажи, рекламировать, получить лид, вести соцсети и т. д. Но при этом забывают про основы. А ведь продажи и продвижение — это только один инструмент маркетинга. И он может быть не так важен. Мало кто пишет, как создать хороший и качественный продукт, а лучше — концепцию 4P: Product, Price, Promotion, Place (продукт, цена, продвижение, место). И когда вы их рассматриваете, вариантов может быть много. Чуть изменили один из компонентов — получили совершенно другой план и бизнес.
Цену устанавливайте на уровне рынка, если у вас нет отличий. Если они есть, то исходя из вашего места, качества товара и продвижения. Комбинируя компоненты 4P, можно создать различные сценарии бизнеса и оценить их эффективность.
Инвестиционный план
Расписываете по шагам задачи 1-2-3-4, со связями, последовательностью и ресурсами. Рассчитайте, сколько денег, машин и людей необходимо, сразу назначьте сроки и ответственных, найдите критический путь и вехи. Самое простое — сделать все в Excel или «Гугл»-таблицах. Есть также специальные программы для управления проектами.
Можно также сделать майнд-карту: вы рисуете в центре листа проблему, затем на периферии расписываете все мысли и все это преобразуете в задачи. Этот метод хорош, когда совсем не ясно, что делать и как быть вообще. Есть также спецпрограммы для рисования, но лучше ручка и бумага.
Технология и оборудование
Стоимость оборудования запрашиваете у производителей в рамках коммерческого предложения. Выбирая производителя, нужно исходить из рейтингов, оборотов и т. д. Смотрим производительность оборудования и какие ресурсы оно потребляет (энергетические затраты, затраты на обслуживание и т. д.). Всю эту информацию дает производитель. Если нет — смотрите на конкурентов, рисуете процессы, распределяете ресурсы и определяете количество людей.
При покупке оборудования из-за рубежа размер пошлины и НДС при растаможке учитываете в ДДС. Возврат НДС учитываете в ДДС примерно через полгода, год.
Операционный план
Смотрите, сколько товара или услуг вы можете выпустить на рынок. Помножили на цену — вот и есть доходы. Расходы разделяете на постоянные и переменные. Находите точку безубыточности, т. е. такой объем, при котором вы перестаете работать в убыток. Учтите, что первые 2-3 месяца будет раскачка, также потребуется закрывать постоянные затраты компании. План продаж считайте не сразу 100 %, а в первые месяцы — 20-30 % с нарастанием. Не забывайте, что деньги будут нужны и на погашение дебиторской задолженности, на пополнение запасов товаров и сырья, на компенсацию брака в начале производства. Себестоимость считаете, исходя из цен закупа и технологии, помните о затратах на пусконаладку.
Анализируете эффективность, сколько вложено и какой доход будете со всего этого получать. Затем смотрите, какой процент годовых будет давать проект. Если выше, чем другие ваши бизнесы или вложения, то понятно, что надо вкладывать. Если ниже, то нет смысла в него инвестировать, лучше прокачивать то, что уже имеется. Не путайте доходность проекта и доходность ваших денег.
Движение денег считайте по месяцам хотя бы первый год. По годам —неправильно.
Полезность
Подумайте, как можно с небольшими вложениями проверить свою гипотезу. Может, вместо завода вначале создать торговую компанию.
Про стандарты бизнес-планирования: это лишь рекомендации. Также они необходимы, если это требования банка или инвестора.
Разговоры «за бизнес» на посиделках с друзьями — это, конечно, неплохо. Но часто они так и остаются разговорами. Используйте силу первого шага. Просто наметьте первый шаг и сделайте его. Он может быть совсем простым: позвонить, записаться, договориться. Чтобы в процессе участвовали другие люди, которые вас будут тормошить. Завтра может не быть, так почему вы откладываете разработку бизнес-плана?
Если вам понравилась статья, буду рад получить от вас отзыв на моей странице: https://zamla.ru/review/ или репост данной статьи.
С уважением, Алмаз Кучумов
Руководитель Zamla.ru
Подтверждаю, что прочитал(а) и согласна(ен) с Политикой в отношении обработки персональных данных (https://zamla.ru/ps/) и Пользовательским соглашением (https://zamla.ru/pd/)
Мы постоянно выкладываем полезный материал по бизнесу, маркетингу, продажам, подпишитесь на нас в соцсетях чтобы быть в курсе